Это простой и одновременно достаточно сложный вопрос.

Для ответа на него необходимо рассмотреть множество аспектов и причинно-следственных связей и сделать заключения по ним. Либо ничего не рассматривать и склоняться к тому, что это происходит из-за сверхъестественных сил: мол, аура у человечества испортилась или инопланетяне мешают и т.д. Вариант второй мы рассматривать не будем из-за невозможности объективной оценки.

Так все-таки, почему? И в чем причины? Как ни странно, на этот сложнейший вопрос менеджмент качества и системный менеджмент дают ответ.

Рассмотрим развитие техники за последнее столетие. Машины и оборудование начала прошлого века были достаточно «экзотичными» объектами, т.е. были редки и необычны. А количество таких машин (автомобиль, самолет и т.д.) было крайне малым и работали с ними исключительно профессионалы (например, инженер, который не знал английского и немецкого считался некомпетентным). Однако, сравнивая машины того времени с современными, можно сказать, что и сложность их систем была крайне мала.

Современные машины (сложные технические системы) состоят из десятков тысяч элементов, различных систем (о которых 50 лет назад даже и не слышали!), например, электронной, компьютерной, логической. Каждый из этих элементов и систем имеет тенденцию к деградации (снижению надежности, износу и повышению вероятности поломки). Кроме того, технические системы все более интегрируют в себя социальные и живые элементы – оператора, пользователя и потребителя.

Все это в комплексе, исходя из теории вероятностей, в принципе, без сбоев работать не может. Можно сказать, что исходя из вышесказанного: «Это чудо, если машина вообще работает!»

Для того чтобы продукция, представляющая собой сложную социотехническую систему, работала на протяжении расчетного периода времени, ее проектируют с использованием методологии менеджмента риска, в нее встраивают различные автоматизированные подсистемы анализа и диагностики, настройки, наладки, защиты от сбоев, реагирования на отклонения и др. Кроме того, необходимы системы, которые бы предотвращали ошибочные действия социума – человека-пользователя/оператора. Все это еще более усложняет систему.

Современная инженерия – это не инженер-конструктор, который на кульмане чертит линии. Это очень сложный, взаимосвязанный и взаимопересекающийся набор процессов, с помощью которых междисциплинарная команда, применяющая вероятностные подходы, использующая современные инструменты моделирования и внедряя творческие инициативы, приводит к успеху и лидерству на рынке.

Зарубежные передовые школы инженерии (европейская, японская и американская) обращаются к техникам повышения эффективности, как в области инженерии, так и на стыках различных дисциплин: инженерия и менеджмент, инженерия и экономика, инженерия и логистика, инженерия и социология и т.д. Без применения таких техник сложная социотехническая система не будет спроектирована, произведена и обеспечена на необходимом конечному потребителю уровне. «Советская инженерная школа», лидировавшая на протяжении десятилетий в ракетно-космической, авиационной и других областях, к сожалению, не смогла завоевать лидерских позиций в областях бытовой техники и электроники, автомобилестроении, станкостроении. Она своевременно не использовала лучшие мировые техники, повышающие эффективность работы и, в том числе, вследствие этого не смогла удержать лидирующие позиции в современной инженерии. Ее последователям (к ним относятся и инженеры предприятий Беларуси) приходится догонять и опираться на принципы других инженерных школ, а это сложно, вызывает отторжение и зачастую уже невозможно в заданный промежуток времен и в рамках установленного бюджета. Но необходимо понять и то, что создать современную сложную машину, опираясь на устаревшую методологию, невозможно.

Вывод: надежность и качество современной сложной технической системы зависит от бесконечно-большого количества факторов и обеспечить ее только инженерными (техническими) средствами невозможно. Необходимо применение методов менеджмента качества, надежности, риска и вероятностных подходов к прогнозированию ее поведения в различных средах, предупреждению отказов и постоянному улучшению.

Для успешной конкуренции на рынке инженерии предприятиям необходимо активное изучение, распространение и внедрение новых методов, повышающих эффективность работы. Как правило, формальное применение обеспечить легко, но ситуация требует не ПРОСТО формального подхода, а результативного внедрения, которое может быть обеспечено лишь при творческом применении методологии и адаптации ее к культуре и практике предприятий.

Для введения в практику работы предприятий Республики Беларусь БелГИСС (в соответствии с Государственной программой стандартизации на 2015 год) на основании разработок лучших образцов инженерных школ мира были подготовлены проекты государственных стандартов в области статистического управления процессами СТБ 1505 (SPC), анализа измерительных систем СТБ (MSA) и анализа видов и последствий потенциальных отказов СТБ 1506 (FMEA). Данные проекты будут доступны для ознакомления до 30.06.2015. Предлагаем всем неравнодушным специалистам в области инженерии принять участие в их рассмотрении.

Внедрение вышеуказанных стандартов, предлагающих современные техники инженерии, позволит расширить кругозор инженеров и менеджеров, а их применение даст шанс создать продукцию не уступающую, и превосходящую лучшие зарубежные аналоги.

 Секретариат ТК BY 4

03.06.2015
comments powered by Disqus

Фотоальбом

Сайт создан в поддержку движения за качество, деловое совершенство и устойчивое развитие

Site had been created in support of the movement for quality, business excellence and sustainable development

ПАРТНЕРСТВО

Контакты

Адрес: г. Минск, ул. Мележа, д.3, к.406
 220113, Республика Беларусь
Телефон: (017)  269-68-70
 (017)  269-68-54
 (017)  269-69-54
 (017)  269-69-64
Факс: (017)  269-68-54
E-mail: consl@belgiss.org.by
 ntc@belgiss.by